В поисках комфорта: как мы влияем на развитие городской среды

Главная / Новости / В поисках комфорта: как мы влияем на развитие городской среды
30 Октября 2019

Комфортная среда весомый фактор, определяющий способность города привлекать таланты. Анализ причин миграции высококвалифицированных специалистов показал, что к переезду их побуждают возможности для талантов (как экономические, так и с точки зрения самореализации) и качество жизни.

В английском языке есть понятия liveability или quality of living («качество жизни»), включающие в себя множество элементов. Среди них – температурный комфорт, наличие опасных животных и насекомых, риск природных катаклизмов, уровень бюрократии и др.

В России используется более узкое понятие. Комфортная городская среда включает в себя качественное содержание города, благоустройство дворов, создание и благоустройство общественных пространств. Элементы комфортной городской среды можно сгруппировать в три категории: 

  1. Дом и двор – элементы, связанные с местами проживания горожан.

2. Транзитные пространства: пешеходная инфраструктура и уровень безопасности – элементы, связанные с перемещениями горожан из одного объекта в другой, либо внутри объекта, и обеспечение их безопасности во время таких перемещений. 

3. Точки притяжения – элементы, связанные с объектами и территориями, используемые для времяпрепровождения вне дома. К ним относятся: внешняя привлекательность и уникальность объектов и территорий; благоустроенность общественных пространств; досуг, спорт, развлечения и культурная жизнь. 

Интересно то, что городская среда и горожане оказывают взаимное влияние друг на друга. Например, горожане могут участвовать в проводимом властями опросе по выбору приоритетных мест общего пользования для их создания или улучшения. Тогда мнение большинства повлияет на изменение городской среды в каких-то конкретных ее элементах. Также горожане могут инициировать улучшения городской среды, направляя городским властям свои мнения, идеи и предложения. На комфортность среды влияет и локальное изменение территории – магазин или кафе с привлекательной и нешаблонной входной группой, небольшие скверики, дворы с ландшафтным дизайном будут местом притяжения для горожан.

Городская среда тоже влияет на жителей. Во-первых, характеристики городской среды вызывают у горожан различные чувства. Насколько безопасно в общественных пространствах, комфортно ли находиться на территории и проводить там время, возникает ли между жителями чувство общности или доверия к соседям по дому, двору, району?

Во-вторых, городская среда задает и определяет поведение горожанина. Известна теория разбитых окон, впервые сформулированная криминологами Дж. К. Уилсоном и Дж. Л. Келлингом в 1982 г. Суть теории в том, что даже столь незначительные и безобидные вещи, как разбитые окна, на самом деле посылают сигнал тем, кто проходит мимо них каждый день. Если они остаются разбитыми, значит, владелец здания не обращает на это внимания или ему все равно. А это означает, что в данном месте можно совершать и более серьезные нарушения. То есть любой намек на беспорядок может привести к более серьезным проблемам. В беспорядке люди начинают снижать планку требований к себе: «если все мусорят, то и я могу бросить фантик», «если кругом разруха, то и я в мятом костюме не буду белой вороной» и так далее. В месте, где беспорядок не устраняется, постепенно становится все хуже и хуже, и в части чистоты и в части безопасности. 

Как видно, городская среда важный фактор комфорта и благополучия горожанина. Если вам интересна эта тема и есть идеи как ваш бизнес-проект может улучшить городскую среду, приходите к нам на деловую игру «Социальный бизнес и городская среда». Если же у вас нет идеи, но есть желание ее найти в кругу единомышленников, то мы вам тоже будем очень рады. 

Приглашаем действующих предпринимателей, жителей города и представителей городских предприятий принять участие в деловой игре. Под руководством Павла Мачанкина мы разберемся, как определять актуальные городские потребности и среди них выявлять перспективные ниши для бизнеса. Потом мы пройдем весь путь от анализа идеи, ее потребителей и возможных конкурентов, до пробных ее продаж, чтобы протестировать жизнеспособность идеи. У участников игры появится понимание, что и как можно сделать в Асбесте, чтобы улучшить городскую среду, и еще и заработать на этом. 

А в следующей статье я расскажу про индекс качества городской среды и как эксперты оценили Асбест. Кто виноват, выяснять не будем, лучше подумаем, что делать. 

Добавить комментарий
Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения